Старшие братья |
---|
единокровный брат
Евгений
Иванович * 14.09.1853 |
единокровный брат
Анатолий
Иванович * 6.07.1858 |
Отец |
---|
Иван
Тихонович * 1816 † 1871 |
Мать |
Александра
Дмитриевна Преображенская * 1824 † 1896 |
Древо рода |
Предки |
Цепь родства |
филолог, поэт; масон
——— Наталия Борисовна Сажикова ———
Вячесла́в Ива́нович Ива́нов (16 [28] февраля 1866, Москва — 16 июля 1949, Рим) — русский поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, идеолог дионисийства. Яркий представитель «Серебряного века».
Родился в семье землемера (геодезиста) Ивана Евстихиевича Иванова (1816—1871). Мать — Александра Димитриевна Преображенская (1824—1896). Окончив Первую Московскую гимназию, женился на Дарье Михайловне Дмитриевской.
Продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета (1884—1886, два курса), затем в Берлинском университете (1886—1890), где, помимо филологии, много занимался историей под руководством Моммзена, а также философией. В 1896 году Гиршфельд и Моммзен приняли его диссертацию, но устный экзамен на учёную степень Иванов не сдавал. На мировоззрение Иванова наибольшее влияние оказали Ницше, Владимир Соловьёв, славянофилы, немецкие романтики (Новалис, Фридрих Гёльдерлин).
Много путешествовал — начиная с 1891 года, объехал значительную часть Европы (жил некоторое время в Афинах, затем в Женеве), посетил Палестину (1902), Египет. Жил преимущественно в Италии и России (окончательно переселился в Италию в 1924 году).
В 1893 году познакомился с Лидией Зиновьевой-Аннибал, поэтессой и переводчицей, спустя пять лет ставшей его женой. В 1895 году по обоюдному согласию произошел развод с Дмитриевской.
В 1905 году поэт поселился в Петербурге. Его квартира в доме на углу Таврической и Тверской (дом 1) улиц, в которой по средам собирался кружок символистов, была одним из идейных центров русского символизма, «творческой лабораторией» поэтов. В литературных «средах» на своей «башне» Иванов видел прообраз «соборных» общин.
Находясь в эти годы в зените своей славы, Иванов сотрудничал в журналах «Весы», «Золотое руно», «Труды и дни», «Аполлон», «Новый Путь», руководил издательством «Оры»; участвовал в деятельности Петербургского религиозно-философского общества, публиковался в альманахе «Северные цветы», преподавал (1910—1911) историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах.
Большим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году. После этого Иванов вступил в отношения с её дочерью от первого брака, Верой Шварсалон (1890-1920); в 1912 году у них родился сын Дмитрий (1912—2003). Зимой 1913 года Вяч. Иванов и Вера, пережидавшие скандал за границей, обвенчались в православной церкви города Ливорно.
Октябрьскую революцию не принял (см. поэтический цикл «Стихи смутного времени», дек. 1917-февр. 1918), но продолжал культурно-педагогическую деятельность; в 1921-24 гг. перебрался в Баку, где преподавал в местном университете. В 1921 году защитил диссертацию о культе Диониса.
Последние десятилетия Иванов провёл в Италии. С 1936 г. стал публиковать произведения (цикл «Римские сонеты», 1924 и др.) в журнале «Современные Записки», отд.изд. поэма «Человек» [Из-во «Дом книги», Париж], 1939). Иванов жил в Италии уединённо, поддерживая общение лишь с некоторыми из русских эмигрантов.
В 1926 году в соборе Св. Петра совершил акт соединения с католической церковью. В 1926—1934 годах занимал место преподавателя–лектора иностранных языков в коллегии Карла Борромея в Павии и читал курсы по русской литературе в Павийском университете.
Могила Иванова находится в Риме на кладбище Тестаччо.
——— Сергей Малкин ———
Творчество:
Исследовательский Центр в Риме:
Pro at contra