РРФ Вера Николаевна Мамонтова
Инфо Портреты
Портрет
Муж
22.08.1865
Павел
Михайлович
Третьяков
* 15.12.1832
† 4.12.1898
Дети
Вера
Павловна
Третьякова
* 1866
† 1940
Александра
Павловна
Третьякова
* 23.12.1867
† 1959
Любовь
Павловна
Третьякова
* 1.03.1870
† 23.07.1928
Михаил
Павлович
Третьяков
* 1871
† 1912
Мария
Павловна
Третьякова
* 3.05.1875
† 29.02.1952
Иван
Павлович
Третьяков
* 1878
† 1887
Ст. братья и сёстры
Софья
Николаевна
* 1828
† 1830-е
Михаил
Николаевич
* 1829
† .04.1863
Александр
Николаевич
* 16.02.1832
† 1900
Владимир
Николаевич
* 1833
Николай
Николаевич
* 1836
† 1896
Виктор
Николаевич
* 1839
† 1903
Валерьян
Николаевич
* 1840
† 1855
Зинаида
Николаевна
* 1.02.1843
† 1919
Мл. братья и сестра
Иван
Николаевич
* 1846
† 1899
Кирилл
Николаевич
* 10.10.1848
† 1879
Евдокия
Николаевна
* 20.12.1849
† 11.01.1921
Савва
Николаевич
* 1853
† 1918
Отец
Николай
Федорович
* 1805
† 30.09.1860
Мать
Вера
Степановна
Вагина
* 23.03.1810
† 4.07.1864
Древо рода
Предки
Цепь родства
28.04.1844 – 25.03.1899

попечительница моск. Арнольдовского училища для глухонемых детей

——— Наталия Борисовна Сажикова ———

Вера Николаевна Мамонтова - жена основателя Третьяковской галереи П. М. Третьякова, происходившая из семьи предпринимателей Мамонтовых, широко образованная, одаренная пианистка-любительница. Она приходилась двоюродной сестрой знаменитому русскому предпринимателю, промышленнику и филантропу, основателю Московской частной оперы Савве Ивановичу Мамонтову.

Веру Николаевну Павел Михайлович Третьяков высмотрел совсем случайно... в ложе театра. Влюбился сразу, угадал мягкость, женственность характера. В окружении доброй, все понимающей жены, четырех любимых дочерей он был счастлив многие годы.

"Однажды в Большом театре на итальянской опере Павел Михайлович увидел девушку, которая покорила его с первого взгляда. Это была Вера Николаевна Мамонтова. Но влюбленный Третьяков не решался подойти к красавице и лишь издали, спрятавшись в какой-нибудь уголок, любовался ею в течение нескольких зим. Более близкое знакомство произошло только в 1865 году, когда после смерти матери и брата Вера Николаевна поселилась у вдовы брата, Елизаветы Михайловны. Они обе были замечательные пианистки и часто бывали у Каминских. Каминский взял на себя роль свата и свел Павла Михайловича и Веру Николаевну Свадьба состоялась 22 августа 1865 года.

Вера Николаевна пришлась «ко двору» Третьяковым. Она обладала необыкновенной женственностью и просто фантастической способностью улаживать любые конфликты и недоразумения, причем делала это ненавязчиво и в высшей степени доброжелательно. В хозяйственных делах молодая жена ничего не понимала, поэтому и не касалась их. По настоянию Павла Михайловича, любившего музыку, она продолжала совершенствовать свое исполнительское мастерство".

http://fisechko.ru/100vel/dinast/80.htm

Вера Николаев­на была на 13 лет моложе супруга. В браке родилось шестеро детей — два мальчика и четыре девочки. Один из сыновей, Иван, умер в 8-летнем возра­сте от менингита, другой, Михаил, пережил отца, но был душевнобольным. Из дочерей две — Александра и Ма­рия — вышли замуж за братьев Боткиных — Сергея и Алек­сандра Сергеевичей. Вера Павловна была женой извест­ного музыканта А. И. Зилоти, а Любовь Павловна вышла за художника Н. И. Гриценко.

Вера Николаевна умела с самого начала поддержать стремление Павла Михайловича не только в деле создания Третьяковской галереи, это было главной целью его жизни, но и во многих других благотворительных проектах. Порой ей это даже и тяжело доставалось, и тяжело давалось участие в общественно полезной деятельности.

Вера Николаевна была попечительницей Пятницкого начального училища. Это отнимало довольно много сил и времени. Вера Николаевна жаловалась и говорила о том, что у неё достаточно мягкий характер, она всех жалеет, она не способна наказывать.

А впоследствии Вера Николаевна помогала Павлу Михайловичу в ещё одном очень сложном и ответственном благотворительном проекте - это в деятельности Арнольдовского училища для глухонемых детей.

Вере Николаевне поначалу было очень трудно посещать это училище, потому что дети-инвалиды, калеки производили такие разного рода звуки, которые отталкивали Веру Николаевну. Ей очень тяжело было преодолеть себя.

Но, тем не менее, она себя преодолевает, и пишет в письмах довольно откровенно своему мужу, что вот наконец-то она поняла свою роль, свою задачу, и она включилась активно в деятельность этого училища.

http://echo.msk.ru/programs/tretiakov...

http://www.krimoved-library.ru/books/...

В марте 1898 года — Веру Николаевну разбил паралич, она потеряла речь и движение. Тогда-то у постели больной жены Третьяков в слезах высказал самое сокровенное: «Я всю жизнь не мог решить, что мне дороже — галерея или она? Теперь я вижу, что она мне дороже».

Она пыталась учиться говорить и иногда радовала мужа неожиданными фразами вроде: «Ты кофе пил»? А тот еще занимался галереей, жалуясь на боли, на несколько дней вырвался в Петербург и писал оттуда свои последние письма «дорогой лапочке-голубушке». В конце ноября он слег и лишь один раз спросил: «Неужели я умру?»

Утром 4 (16) декабря незадолго до зимнего Николиного дня Павел Третьяков скончался. Его последние слова: «Берегите галерею и будьте все здоровы». От Веры Николаевны хотели скрыть кончину мужа, но та все поняла, потребовала карандаш и нацарапала загадочную фразу «Требую быть там».

Ее в кресле ввезли в комнату, где стоял гроб. Она долго сидела без слез и тихонько кивала покойному головой на прощание — на отпевание в Никольском храме и похороны больную не взяли. Бог исполнил ее просьбу — через три месяца Вера Николаевна ушла к мужу. По преданию, на своей последней записочке она написала слово «Картины».

http://femy.ru/categories/264/article...