РРФ Борис Андреевич Бодиско
Нет портрета
Ст. братья и сёстры
Анна
Андреевна
* 1780-е
Екатерина
Андреевна
* 1780-е
Александр
Андреевич
* 11.10.1786
† 11.01.1854
Андрей
Андреевич
* 4-я четв. XVIII в.
Мария
Андреевна
* 1788
Константин
Андреевич
* 1791
† 1860
Софья
Андреевна
* конец XVIII в.
Анна
Андреевна
* конец XVIII в.
Яков
Андреевич
* 1794
† 31.03.1876
Шарлотта
Андреевна
* 1795
† после 1878
Павел
Андреевич
* 1796
† 1796
Каролина
Андреевна
* 1798
Григорий
Андреевич
* 1798
† 1798
Елизавета
Андреевна
* 30.07.1800
Младшие братья
Михаил
Андреевич
* 5.03.1803
† 28.06.1867
Владимир
Андреевич
* 4.04.1804
Отец
Андрей
Андреевич
* 30.05.1753
† 1819
Древо рода
Предки
Цепь родства
1800 – 24.05.1828

декабрист

——— Андрей Александрович Бодиско ———

Борис Андреевич БОДИСКО (18.09.1801 - 24.05.1828)

Потомок в пятом колене русской ветви древнего европейского рода Бодиско. Родился в семье тульского помещика, директора Московской конторы ассигнационного банка Андрея Андреевича (Андрея Генриха Морица) Бодиско (30.05.1753 — 22.08.1819) и Анны Ивановны (урождённая баронесса Юлия Анна-Мария Гаргона де Сен-Поль)

Детство в родительском поместье окончилось для Бориса и его брата Михаила по достижении девяти лет. Сохранились документы об определении братьев в ученье: прошение "недоросля" Бориса и свидетельство о его происхождении, в котором говорится, что "коллежский асессор Андрей Бодиско в 1803 году на дворянское достоинство, приобретенное службой и чином, пожалован с потомством его диплом и герб". Братья провели по восемь дет безвыездно в стенах военного училища. Борис в 1814, а Михаил в 1817 году стали гардемаринами и начали плавать. Через три года каждый из них был произведен в мичманы. Совместное плавание с братом Михаилом совершили в 1823 году. Борис был уже лейтенантом. Оба служили в Гвардейском экипаже, куда отбирались лучшие офицеры. При Александре I отбором занимался великий князь Константин Павлович. Предстоял вояж 44-пушечного фрегата "Проворный" к Исландии:обогнув её, надлежало вернуться в Россию в ту же кампанию.

Первоначально не включенный в список офицеров, Борис Бодиско, "имея страстное желание быть в море", покорнейше просил начальника Морского штаба о назначении его в этот вояж. Резолюция государя была положительной: он считал Бориса "надёжным" и разрешил сделать перемещение.

15 июля 1823 года "Проворный" вышел из Кронштадта.

Командир корабля А.Титов рапортовал с пути следования: "В бытность в Копенгагене, съездили мы к датскому контрадмиралу и директору Депо карт господину Ливенорну. Когда я объяснил желание моё пройти между берегами Исландии и Гренландии, то услышал возражения: плавание в столь позднее время невозможно, восточные и южные берега Исландии неприступны и совсем не описаны. Есть всего один порт, Роговик, куда можно заходить, но выходить трудно, а, обойдя Исландию, мы вряд ли возвратимся в Россию в тот же год. Из Копенгагена вышли 2 августа и через десять дней увидели огнедышащую гору. Чтобы не замедлять возвращение, в порты не заходили. До Портсмута, на обратном пути, дули весьма крепкие ветры, сопровождаемые шквалами, мрачностью, сильным волнением и изморосью".2 октября благополучно прибыли в Кронштадт.

Совместное плавание сблизило его участников - В.А.Дивова, братьев Беляевых А.П. и П.П. и Бориса Бодиско, они решили не расставаться,сняли общую квартиру недалеко от Калинкина моста.

Характеристику Бориса дал Петр Бестужев: "Молодой человек с умом, с хорошими познаниями, доброй души, правил строгих до педантизма. Никогда не даёт он полную волю сердцу. Характер твердый, но мрачноватый и угрюмый...Хорошую книгу, учёный разговор предпочитает простодушной беседе. Всё рассчитано, на всё система. Прочна приязнь его, но трудно её выиграть".

В 1824 году Борис был в Гибралтаре, где укрывались разгромленные испанские революционеры, и офицеры "Проворного" оказались свидетелями расстрела сторонников вождя революции Рафаэля Риего". Революция в Испании привела его в восторг и подготовила почву для антиправительственных выступлений.

Глубокой осенью 1824 года Борис уходит в очередное плавание. Оно могло оказаться для него судьбоносным: кругосветный круиз рассчитывался на два года. Однако в то же время ураган ворвался в Финский залив, повернул вспять воды Невы, обрушил ливень на город. На помощь терпящему бедствие от наводнения населению был поднят по тревоге Гвардейский морской экипаж. В спасении людей участвовал и Михаил Бодиско, "в награду особых по службе трудов" он был представлен к ордену Святой Анны III степени.

Шлюп "Смирный", перезимовав в Норвегии и починившись, 27 мая 1825 года прибыл в Кронштадт.

Судьбе было неугодно отвести Бориса Бодиско от участия в событиях на Сенатской площади, хотя он противился этому, как мог.

В ночь с 14 на 15 декабря Борис Бодиско был арестован, после короткого допроса в Зимнем дворце отвезен в Петропавловскую крепость, где по личному указанию Николая I помещен в одиночную камеру, 9 января его перевели в Ревельскую крепость, откуда 5 июня 1826 года возвратили в Петербург, до суда он снова находился в одиночной камере.

Борису вменялось в вину то, что он "лично действовал в мятеже бытностью на площади", он осуждён по восьмому разряду - лишению чинов и дворянства и ссылке на поселение. "Из чувства милосердия" Николай I смягчил наказание, повелев "написать его в матросы".

Указом 22 августа 1826 года было разрешено разжалованных с лишением дворянства декабристов определять «в полки Кавказского корпуса до отличной выслуги»

26 сентября 1826 года был отправлен во Владикавказ. В составе Тифлисского пехотного полка участвовал в походе в Персию.

О декабристах-солдатах известно немного: их рассылали по одиночке в разные гарнизоны, за ними неотступно следили...Тем дороже каждое свидетельство. Вспоминал декабрист А.С.Гангеблов: "Кроме меня во Владикавказе находился декабрист Борис Бодиско...-личность чрезвычайно симпатичная. И он, и я сожалели, что могли видеться лишь изредка, и то урывками; осторожность того требовала..."

12 апреля 1828 года Борис Андреевич был произведен в унтер-офицеры. Перед ним открывалась перспектива ухода в отставку, возвращения к нормальной жизни. Приблизительно в это же время генерал И.Ф.Паскевич, командующий войсками на Кавказе, писал И. И. Дибичу: "Разжалованных во всех сражениях употреблял я в первых рядах, и всегда там, где представлялось больше опасности".

24 мая 1828 года Борис Андреевич Бодиско в возрасте 26 лет был убит на Кавказе во время похода против горцев. Он стал первым в списке декабристов, погибших в боях и умерших от ран и болезней в ходе Кавказских войн.