Отец |
---|
кн. Константин
Георгиевич * 1812 † 1883 |
Мать |
Наталья
Матвеевна Данлуа * 2-я четв. XIX в. |
Древо рода |
Предки |
Цепь родства |
живописец, театральный художник, сценограф, общ. деятель; первый профессиональный художник в Абхазии
——— Сергей Малкин ———
Родился в Феодосии (Таврическая губерния) в семье отставного майора Константина Шервашидзе, младшего сына последнего из владетелей Абхазии Георгия II (Сефер-бея) и пианистки Натальи д’Анлуа де ла Гард (фр. d’Enloy de la Garde. Однако вскоре Константин и Наталья разошлись, и Александр вместе с младшим братом остался с отцом, который в 1883 году скончался после продолжительной болезни.
С 1886 по 1889 годы обучался в Киевском реальном училище, где увлёкся рисованием. С 1891 по 1893 годы был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества (класс В. Д. Поленова). С 1885 года учился в Париже. Участник выставки работ русских художников в Париже (1906). Был членом парижского русского артистического кружка «Монпарнас».
Сформировался как художник на основе русской реалистической художественной школы и глубокого изучения европейской культуры во Франции. В начале XX века (1907—1918) он был одним из самых известных сценографов Петербургских императорских театров — Мариинского и Александринского. Работал на равных с такими выдающимися русскими художниками как А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, В. А. Серов, Н. А. Рерих и зарубежными мастерами П. Пикассо, А. Дереном.
«Князь Александр Константинович потомок абхазских Царей, воплощение того восточного рыцарского благородства, которое в наше время почти сказочная редкость», — писал о нём в то время известный русский режиссёр и теоретик театра Николай Евреинов.
В ноябре 1909 года был секундантом М. А. Волошина на его дуэли с Н. С. Гумилёвым.
С 1918 по 1919 годы жил в Сухуме, где по его инициативе была открыта детская художественная школа, где он вел уроки рисования, а при Сухумском артистическом обществе были созданы театральные курсы для местной молодёжи. Затем на некоторое время переехал в Баку.
Посещал Баку проездом, следуя из Сухума в Крым, рассчитывая укрыться там от нарастающей угрозы со стороны Красной армии. В итоге князю всё же пришлось покинуть отечество и работать сценографом «Русского балета» в Лондоне.
Прибыв в Баку в конце 1919 года, наткнулся на заметку в газете «Азербайджан» № 246 от 14 ноября 1919 года, где был анонсирован конкурс на создание герба Азербайджанской Демократической Республики, и принял в нем участие.
Взяв за основу флаг АДР и основные символы флага, по всей вероятности, создал знак-эмблему АДР. Его работа легла в основу современного герба Азербайджана[2].
Некоторое время жил в Крыму, в Коктебеле, у своего друга, поэта и художника Максимилиана Волошина. Здесь он получает приглашение от С. П. Дягилева работать сценографом в «Русском балете», который в то время находился в Лондоне. Отныне его судьба связана с «Русским балетом», где он проработал с 1920 по 1948 годы. О его деятельности за рубежом говорится в «Словаре современного балета» (Париж, 1957): «При всей своей скромности, он был весьма ценным работником Русских балетов, так как без него декорационные дерзания, к которым стремился и которых требовал Дягилев от художников, не могли бы достигнуть того высокого уровня и качеств, которые были им свойственны».
Наряду со сценографией, А. К. Шервашидзе занимался также станковой живописью и графикой. Его кисти принадлежат получившие в своё время высокую оценку портреты современников: Н. Н. Евреинова, Т. Туманова, Ж. Кантель, К. Биссон и др. В художественной критике оставил след своими интересными статьями о П. Сезанне, В. Ван Гоге, Ж. Сёра, А. Бенуа.
Находясь вдали от исторической родины, художник не переставал интересоваться её жизнью и культурными достижениями. В 1958 году А. К. Шервашидзе, несмотря на то что нуждался материально, отказался продавать свои работы, и переслал более 500 работ для музеев Тбилиси и Сухуми. Художник скончался 17 августа 1968 года на 101 году жизни в пансионе для престарелых в Монако и был похоронен в Ницце на русском кладбище. 12 мая 1985 года в столице Абхазии — Сухуме, в торжественной обстановке у Национального музея состоялось перезахоронение праха абхазского художника.
Работы хранятся в Государственном Русском музее, Театральном музее, Театральной библиотеке (Санкт-Петербург), Театральном музее им. Бахрушина (Москва), в частных коллекциях России и во многих странах мира. 228 его работ, хранившихся в Государственной национальной картинной галерее Абхазии в Сухуме, погибли во время пожара 21 января 2024 года[3]